Главная героиня
Нина (Натали Портман) — талантливая балерина и перфекционистка. Она живёт под давлением внутреннего Родителя и своей матери. Ей около 25–30 лет, она выступает в престижном театре Нью-Йорка.
Нина мечтает получить главную роль в «Лебедином озере». Эта роль сочетает в себе две других. Белый лебедь — идеальность и контроль. Черный — страсть, риск, свобода. Режиссёр Лерой сразу говорит: белого она сыграет безупречно, а вот чёрного — нет.
Её проблема в том, что она действует не из позиции Взрослого, а через манипуляции и жалость. Она боится заявить о себе. И находится в позиции жертвы практически до конца фильма.
Лили как антипод
В труппе появляется Лили — спонтанная, свободная, привлекательная. Она противоположность Нины и символизирует её внутреннего Ребёнка. Между ними возникает напряжение, особенно после того, как Лили назначают дублёром. Можно сказать, что Лили это тень личности, которую Нина когда-то вытеснила.
Мать как тюремщик
Мать Нины — бывшая балерина, которая ради дочери оставила карьеру. Теперь она подавляет взросление Нины и её сексуальность: держит её в «детской комнате», контролирует жизнь. Ведет ее по “своему” пути.
Мать то заботливая, то жестокая. На деле же она удерживает дочь в роли Жертвы, чтобы сохранить привычный сценарий. При этом сама играет две роли: спасателя и преследователя.
Режиссёр как преследователь
Режиссёр Лерой тоже играет двойную роль. Иногда он поддерживает Нину, но чаще критикует, давит, высмеивает. Его цель — пробудить в ней страсть. Но делает он это жёстко, из позиции Преследователя.
Характерная сцена: Нина приходит просить роль, она говорит с позиции жертвы. Лерой выступает как критикующий родитель и отказывает. Доводит Нину до беспомощности. Но потом меняет роль и переходит в позицию провоцирующего ребенка, который хочет ее соблазнить. Он проверяет, способна ли Нина выйти из внутреннего Родителя и проявить спонтанность. В этот момент Нина кусает его за губу. Так она проявила своего ребенка. Показала, что может быть спонтанной и дерзкой.
До этого Лерой сомневался, что Нина сможет сыграть Чёрного лебедя, потому что она вся из «Родителя». Но укус показал, что в ней есть живая часть Ребёнка, способная на страсть и агрессию. После этого он принял решение поставить Нину на главную роль.
Конфликт
Нина всё сильнее разрывается между требованием Родителя и стремлением к свободе. Она впервые бунтует, когда идёт с Лили в ресторан, а потом спорит с матерью.
Перед премьерой мать пытается сорвать выступление: звонит в театр и говорит, что дочь заболела. Она была готова вычеркнуть время, что Нина тренировалась и готовилась. Для нее важнее сохранить привычную игру «Я — Спасатель, ты — Жертва», чем помочь Нине реализоваться.
Финал
На сцене Нина соединяет в себе Белого и Чёрного лебедя. Она становится свободной и целостной, но ценой разрушения себя.
Фильм оставляет вопрос: осталась ли она жива? Ответа нет. Но ясно одно — нездоровое доминирование Родителя ведёт к трагедии.
Вывод
«Черный лебедь» — фильм о том, как разрушительно жить чужим сценарием. Пока Нина оставалась Жертвой, её жизнь принадлежала другим. Её освобождение произошло только через крайность.